Выход на работу после завершения «октябрьских праздников» в Китае чреват для предпринимателей множеством сюрпризов, главным из которых является новая система регистрации предприятий – личный проект китайского премьера Ли Кэцяна. Согласно «Указаниям Канцелярии Госсовета КНР об ускорении проведения реформы системы регистрации «три свидетельства в одном»» от 23 июня 2015 г., до конца текущего года эта система должна быть внедрена повсюду. В Пекине новые правила регистрации формально начали действовать с 29 сентября, по всему Китаю – не позднее 1 октября.
Что было
До начала реформы для регистрации предприятия в Китае (в том числе с иностранным участием либо филиала или представительства) следовало обратиться, по меньшей мере, в четыре ведомства: торгово-промышленную администрацию, орган контроля качества и технологий, налоговую службу и статистическое управление для получения соответственно свидетельства о праве занятия предпринимательской деятельностью, свидетельства о присвоении кода организационной структуры (аналог российского ОГРН), свидетельства о постановке на налоговый учет и свидетельства о постановке на статистический учет. Такая процедура регистрации по современным меркам выглядела чересчур громоздко. К тому же, доступ к сведениям о зарегистрированных предприятиях и их деятельности был затруднен, что облегчало деятельность фирм-однодневок и иные формы мошенничества в сфере строительства, инвестиций и т.д.
Для исправления сложившейся ситуации была начата реформа системы регистрации предприятий на основе «пяти унификаций»: «одного заявления и одного пакета документов», «одного окна», одного свидетельства с единым кодом, единой информационной сети для всех контрольных органов и универсальности выданного свидетельства. До недавнего времени новая система проходила обкатку в тестовом режиме в Шанхае, Гуандуне, Тяньцзине, Фуцзяни и некоторых других регионах, однако в настоящее время уже распространена на всю территорию Китая.
Что есть
По новым правилам вместо трех-четырех инстанций регистрация будет проходить в едином органе – торгово-промышленной администрации, которая на основании одного заявления и единого пакета документов выдает свидетельство на право занятия предпринимательской деятельностью с так называемым «единым кодом социальной ответственности» (в том смысле, что по этому коду можно будет легко найти безответственных предпринимателей). Пакет документов для получения свидетельства нового образца дополнился тремя новыми документами: сведениями о месте осуществления хозяйственной деятельности; сведениями о материально ответственном лице и применяемом методе бухучета. С другой стороны – документы в налоговые и иные контрольные органы теперь подавать не нужно. Реформа затрагивает все разновидности предприятий и сельскохозкооперативов (в том числе действующие в КНР иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием, филиалы и представительства иностранных компаний – независимо от наличия/отсутствия статуса юрлица), но пока не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
Кроме вновь создаваемых сразу по схеме «три свидетельства в одном» предприятий, ранее созданные предприятия также подлежат перерегистрации в течение переходного периода с 29 сентября 2015 г. по 31 декабря 2017 г. (в исключительных случаях – до 31 декабря 2020 г.) На протяжении переходного периода могут использоваться учредительные документы как старого, так и нового образца, но после его завершения госорганами будут приниматься только новые свидетельства с единым кодом, а все прежние документы автоматически утратят силу. При перерегистрации уже существующего предприятия (с действующим кодом организационной структуры) выдается свидетельство о праве занятия предпринимательской деятельностью нового образца, содержащее (наряду с новым единым кодом) ранее присвоенный 9-значный код организационной структуры. Делается это для того, чтобы не «потерять» прежние долги, контракты, зарегистрированные права и другие атрибуты существующего предприятия. При этом ранее выданные учредительные документы старого образца изымаются и отправляются в архив, а в случае их утери заявитель должен представить экземпляр газеты с объявлением об утере и признании недействительными таких документов. Важно, что перерегистрация производится бесплатно.
После проверки поданных для регистрации (перерегистрации) документов предприятию выдается свидетельство нового образца с единым кодом, а переданные сведения публикуются на общенациональном открытом портале «рейтинга доверия» предприятий. Кроме того, торгово-промышленная администрация вносит регистрационные сведения о предприятии в единую базу данных, доступную для налоговых, статистических органов, органов контроля качества и технологий и других контролирующих структур. Так что предприятию не надо будет специально направлять единожды предоставленные сведения в адрес других госорганов.
При ликвидации предприятия обеспечить принцип «единого окна» пока не удалось: сначала надо будет получить в налоговой службе «Свидетельство об уплате налогов», после чего подать заявление о прекращении предприятия в торгово-промышленную администрацию.
Что будет
Внедрение новой системы регистрации предприятий и раскрытия информации на ближайшие пять лет обеспечит занятием как регистрационные органы, так и самих предпринимателей. Уже в ближайшее время выявятся практические проблемы реализации реформы, связанные с изменением реквизитов всех существующих предприятий. При этом судьба заключенных контрактов, зарегистрированных прав, арбитражных оговорок во многом будет зависеть от профессионального юридического сопровождения не только процесса перерегистрации, но и восстановления правовых отношений с контрагентами на новых реквизитах. Особые перспективы реформа обещает иностранным бизнесменам, которым кроме перерегистрации иностранных предприятий различных форм, их филиалов и представительств, также «светит» принятие в перспективе «Закона об иностранных инвестициях», изменяющего организационно-правовые формы иностранных инвестиций в КНР. Для российских предпринимателей действует дополнительная вводная в виде косвенного влияния западных санкций, осложняющих банковские и валютные операции в Китае. Чтобы успешно обойти все эти подводные камни нужна комплексная программа развития организационно-правовой формы бизнеса в Китае на ближайшие 3-5 лет, разработанная профессиональными юристами, знакомыми с местной спецификой.